Языковые проблемы и предложения по их решению

Мы публикуем материалы Конференции по совершенствованию обучения английскому языку в учебных заведениях гражданской авиации и тестирования по Шкале ИКАО, состоявшейся 4-5 марта 2020 года в Москве.

Мы начинаем публикацию презентаций и выступлений на Конференции по совершенствованию обучения английскому языку в учебных заведениях гражданской авиации и тестирования по Шкале ИКАО.

Юрий Петрович Дарымов, член Правления “Клуба ОПЫТ”

Презентация Юрия Петровича Дарымова, члена Правления “Клуба ОПЫТ”:

Проблема 1

Несоответствие государственных образовательных стандартов в области изучения иностранного языка рекомендациям ИКАО для соблюдения соответствующего уровня профессиональной языковой подготовки будущих авиаспециалистов.

Предлагаемые пути решения

Выход Росавиации с Минтрансом в Минобрнауки с доказательной базой об изменении образовательного стандарта для учебных заведений гражданской авиации в области иностранного языка (английского) и приведения его в соответствии с требованиями ИКАО, как по выходным параметрам, так и по количеству часов на обучение авиационному английскому языку.

Проблема 2

Недостаточно тесная связь языковых кафедр и цикловых комиссий с производством и АУЦ, что приводит к тому, что авиакомпании и Центры ОрВД вынуждены дополнительно обучать выпускников, прежде чем допускать их к самостоятельной работе.

Предлагаемые пути решения

Кафедрам и циклам, на постоянной основе, вести мониторинг отзывов на своих выпускников, в части их готовности в полной мере соответствовать языковому уровню, предъявляемому производством. Заключить соответствующие договоры на ведение такого мониторинга и обмена информацией в применяемой практике.

Проблема 3

Изолированность кафедр и циклов от мирового авиационного сообщества в области авиационного английского языка, что приводит к отставанию в осознании тенденций развития этого направления и возможности использования опыта и передовых методов обучения.

Предлагаемые пути решения

Обеспечить на постоянной основе командирование представителей кафедр и циклов для участия в региональных и всемирных конференциях по авиационному английскому языку, проводимых под эгидой ИКАО. Обобщать и распространять рекомендации конференций для использования в организации учебного процесса в учебных заведениях гражданской авиации.

Проблема 4

У большинства руководителей ВУЗов, колледжей, училищ сложилось устойчивое мнение в том, что кафедры и циклы иностранного языка относятся к разделу общеобразовательных, что в свою очередь и предопределяет отношение к ним по многим параметрам. Вместе с тем, ИКАО относит неудовлетворительное знание и применение авиационного английского к серьезному фактору риска в обеспечении безопасности полетов.

Предлагаемые пути решения

Руководителям учебных заведений отнести кафедры/циклы иностранного языка к специальным – профилирующим, вровень с кафедрами/циклами безопасности полетов. Обеспечить для них доступ к информации, распространяемой Международным консультативно-аналитическим агентством «Безопасность полетов». Ввести в практику периодическое заслушивание заведующих кафедр и циклов на заседаниях Советов ВУЗов, колледжей, училищ.

Проблема 5

Серьезные трудности представляет комплектование кафедр и циклов преподавательским составом (особо в учебных заведениях, расположенных в районных центрах). Это вызвано как профессиональным уровнем с учетом знания специфики авиационного английского, так и высокой учебной нагрузкой с учетом совместительства и низкой оплатой труда в целом.

Предлагаемые пути решения

Трудности комплектования инструкторским составом в летных училищах существовали всегда. В системе УУЗ МГА она решалась комплексно: на эту работу отбирались наиболее успешные выпускники; для них проводились специальные курсы по педагогике и методике летного обучения; строго соблюдались нормы налета часов; была введена гарантированная оплата труда, независимая от сезонности полетов; существовала система морального и материального поощрения. Аналогичный подход может быть использован в решении кадровых вопросов кафедр и циклов иностранного языка.

Проблема 6

Повышение квалификации преподавателей осуществляется формально – один раз в 5 лет, и то в языковых ВУЗах системы Обрнауки и без специфики авиационного английского языка, что никак не сказывается на их профессиональном росте, в своей работе.

Предлагаемые пути решения

Авиационный английский не застывший, а живой язык, подверженный не столько лингвистическими нюансами, сколько, в значимой степени, теми изменениями, которые происходят в организации правил полетов и физиологии радиообмена, а также в уровнях владения языком по шкале ИКАО. Отсюда вытекает необходимость непрерывного повышения квалификации преподавателей в системе вузовских и цикловых семинаров, межвузовских с их филиалами, коллоквиумов, всемирных и региональных конференциях ИКАО, стажировок в зарубежных авиационных центрах. Все это должно быть регламентировано как по месту, так и по времени.

Проблема 7

Имеющаяся в распоряжении преподавателей и учащихся учебная литература, в большей степени является справочным материалом и не позволяет довести до автоматизма использование фразеологии радиообмена, тем более принять средства общего языка, когда ситуация выходит за рамки стандартных процедур. Как правило, эта литература разрабатывается преподавателями различных учебных заведений, либо используется из зарубежных аналогов без учета российского менталитета.

Предлагаемые пути решения

Необходимо из числа преподавателей и экспертов в области авиационного английского языка создать авторские группы, которым будет поручена разработка логической «цепочки» учебной литературы для ее использования в учебном процессе в ВУЗах, колледжах, училищах при подготовке в них пилотов, авиадиспетчеров, инженерно-технического персонала. Данная литература должна быть Росавиацией признана как стандарт в учебных заведениях отрасли.

Проблема 8

Материально-техническое обеспечение кафедр и циклов безнадежно устарело и требует срочного обновления, без которого невозможно совершенствование всего учебного процесса. Отмечаются позорные явления, когда цикловые комиссии вовсе лишены компьютерной техники, а там, где она имеется, нет возможности ее поддерживать на регулярной основе ввиду закрепленных за ней соответствующих системных программистов. Обычная отговорка руководителей учебных заведений – отсутствие должного финансирования, не имеет оправдания.

Предлагаемые пути решения

В обязательном порядке и в кротчайшие сроки оснастить кафедры и циклы необходимым оборудованием, позволяющим использовать в полном объеме новые мировые тенденции в сфере языковой подготовки, таких, как «Air English» для анализа ошибок ведения радиообмена и восприятия иностранной речи на слух, с учетом специфики произношения экипажей различных стран, а также разрабатывать электронные учебники с учетом рекомендаций ИКАО. Обеспечить закрепление за кафедрами и циклами необходимых системных программистов. Расходы на техническое и программное обеспечение предусматривать в бюджете учебного заведения отдельной строкой.

Проблема 9

Существует разрыв непрерывного обучения авиационному английскому ввиду того, что кафедры и циклы дают базовые знания и определенный навык использования языка, а его практическое применение осуществляется на летных и диспетчерских тренажерах, а также в реальных полетах. К сожалению, инструкторский состав, как на тех, так и на других этапах обучения, недостаточно, а порой и вовсе не владеет навыками общения и ведения радиосвязи на английском языке. Острота проблемы состоит и в том, что именно на этих этапах обучения моделируются нестандартные ситуации, при которых обучаемый должен принимать правильные решения в условиях стрессовой обстановки, от которых зависит благополучный исход полета.

Предлагаемые пути решения

Данная проблема требует особого рассмотрения и выработки конкретных мер по ее решению. Этими мерами могут быть: разработка и проведение курсов английского языка для инструкторского состава и его тестирование при завершении таких курсов; возможность для него пролонгированного обучения; участие преподавателей при обучении курсантов на летных и диспетчерских тренажерах, что зачитывалось им в качестве учебной нагрузки. Разработка этих и иных мер необходимо осуществить в тесном взаимодействии кафедр / циклов с летными и диспетчерскими подразделениями учебных заведений и войти в стандартные требования Росавиации.

Проблема 10

Тестирование – наиболее ответственная составляющая всего учебного процесса. Оно присутствует на всех его этапах от оценки уровня знаний абитуриентов и далее на всех этапах обучения, вплоть до его завершения. Наиболее ответственно проявляется при допуске специалиста к самостоятельной работе. Отсюда вытекают значимость критериев и методов оценки, по которым оценивается экзаменуемый на каждом из перечисленных этапах. В большей части идет ссылка на циркуляр ИКАО 318. Но до сих пор не разработано отраслевое положение о тестирующих системах, критериях отбора, обучения и лицензирование экзаменаторов и рейтеров по всему спектру авиационного английского. Попытка устранить этот пробел была предпринята Росавиацией путем создания соответствующей рабочей группы. Единственное заседание этой группы лишь подтвердило значимость проблемы, за которой так и не последовало дальнейших действий.

Предлагаемые пути решения

Можно сколь угодно провозглашать лозунги о предпринятии мер по решению данной проблемы, но без организационного начала успехов так и не будет достигнуто. В данном случае следует пересмотреть состав созданной рабочей группы и сформировать ее не по принципу «с мира по нитке», а из специалистов в полной мере владеющих знаниями и опытом практической работы в данной области. Именно по этому принципу формируются рабочие группы Аэронавигационной комиссии ИКАО. Всю работу группы Росавиации необходимо оформить как Проект с целями, задачами, объемами работ, необходимых для этого ресурсами, выходными параметрами, а главное, под одним ответственным руководством. Работа должна начаться с разработки такого Проекта, иначе все вернется на круги первого заседания рабочей группы. Если нет специалистов по руководству Проектами, то из надо привлечь со стороны.

Проблема 11

Претензии авиакомпании и служб ОрВД к учебным заведениям в части владения их выпускниками авиационным английским справедливы. Однако аналогичные претензии могут быть предъявлены к Министерству просвещения и его системе ЕГЭ, которая мотивирует выпускников школ на подготовку по предметам только в рамках этой системы, в которой иностранный язык отсутствует. Он лишь опосредовательно учитывается только при подсчете среднего балла по аттестату, который учитывается в конкурсе поступающих в средние профессиональные учебные заведения.

Предлагаемые пути решения

Вряд ли, при всем негативном отношении общественности к ЕГЭ, Министерство просвещения пойдет на изменение стандартов этой системы и включит в нее иностранный язык. Однако есть реальная возможность сдачу вступительных экзаменов по английскому языку для абитуриентов летных и диспетчерских специальностей в рамках существующей ныне системы профессионального отбора (медицинского, психологического, физкультурного). Это вполне осуществимо при соответствующем решении Росавиации по согласованию с Минпросветом. Оснований вполне достаточно, с учетом значимости авиационного английского в деле обеспечения безопасности полетов.

Проблема 12

Каждое учебное заведение заинтересовано в высоком конкурсе поступающих на обучение. Для этого они в общеобразовательных школах проводят профориентацию молодежи на соответствующие специальности. К сожалению, этот процесс в большей степени содержит информацию о привилегиях и в меньшей степени, а порой и вовсе, какие усилия необходимо предпринимать выпускникам школ, для того, чтобы стать высококвалифицированными специалистами и как к этому надо готовиться со школьной скамьи, в том числе и в знании английского языка.

Предлагаемые пути решения

Кафедрам и циклам необходимо активно включиться в программу профориентации. Надо пропагандировать необходимость знаний английского языка для достижения успехов в дальнейшей летной и диспетчерской работе. Наряду с базовым английским, школьников следует мотивировать на знание авиационного английского, что коррелируется к тяге молодежи ко всему новому и для нее интересному. Эта работа должна проводиться не только в подшефных школах, а также в профилирующих авиационных школах и кадетских корпусах. Для них следует передавать необходимую учебную литературу и методические пособия. Эта работа должна стать системной для кафедр и циклов и учитываться для преподавателей в учебной нагрузке.

Заключение

Перечисленные проблемы и предложения по их решению не исчерпывают весь перечень. Они могут быть дополнены и уточнены участниками Конференции.

Вместе с тем, те, которые представлены, могут быть ранжированы по следующим уровням:

  1. Проблемы на уровне кафедр и цикловых комиссий. Все они должны быть решены в рабочем порядке. Их минимальное количество.
  2. Проблемы, решение которых полностью находятся в компетенции и ответственности руководителей учебных заведений. Практика показывает, что эти проблемы руководству были вовсе неизвестны или им не придавалось должного значения. Ссылки на положительное заключение аккредитационных комиссий и недостатки финансирования несостоятельны. Они могут быть решены в плановом порядке в течение одного учебного года.
  3. Проблемы высшего уровня могут быть решены только во взаимодействии Росавиации, Минтранса с Минпросветом и Минобрнауки. Для этого есть вся необходимая доказательная база, так как Российская Федерация является членом Международной организации гражданской авиации и должна следовать в русле ее стандартов и рекомендаций. В этом плане следует разработать так называемую «дорожную карту» и приступить к ее реализации в ближайшее время.
  4. Проблемы авиационного английского не могут быть решены в рамках одной конференции. Вместе с тем, ее рекомендации должны быть оформлены и представлены Росавиации для закрепления соответствующим распоряжением.
  5. Этим же распоряжением Росавиации по представлению Конференции следует создать постоянно действующий методический Совет по авиационному английскому языку; утвердить положение этого Совета с наделением его соответствующими полномочиями. Участникам Конференции предложить персональный состав членов Совета.
  6. Устроителям Конференции оформить рассматриваемые на ней вопросы, рабочие документы и рекомендации отдельным сборником. Направить сборник во все учебные заведения и заинтересованные организации.