В истории гражданской авиации можно найти множество сообщений о столкновениях воздушных судов с птицами — они происходят чуть ли не ежедневно. Есть и необычные столкновения, например, с рыбами — как-нибудь мы обязательно о них расскажем.
Но совершенно уникальное место в базах данных занимает сообщение о столкновении самолета, находившегося на предпосадочной прямой, с человеком. Причем человек этот не находился в воздухе, а стоял ногами на планете. Как такое могло случиться? Вот какое сообщение недавно опубликовал сайт статистики авиационных инцидентов и происшествий avherald о событии 24 января 2014 года:
A Winair de Havilland DHC-6-300 Twin Otter, registration PJ-WIS performing a flight from Sint Maarten (Dutch Antilles) to Saint Barthelemy (Saint Barthelemy) with 15 passengers and 2 crew, was on final approach to Saint Barthelemy’s runway 10 crossing over the road ahead of the runway when the crew felt a jolt. The crew continued for a safe landing without further incident and taxied to the apron. They subsequently informed the controller about the jolt and were told, they had struck a pedestrian on the road.
The pedestrian, a professional photographer taking photos of arriving aircraft, reported he felt he was far enough from the approach track to be out of danger, however, the aircraft hit his camera causing it to fall to the ground throwing him off balance too. He was taken to a hospital for assessment but diagnosed with no injuries.
То есть, снижавшийся для выполнения посадки небольшой самолет задел фотожурналиста, который как раз снимал этот самолет. Хорошо, что обошлось без последствий.
Что же представляет собой аэродром Saint Barthelemy? Посмотрите:
Обратите внимание, что для автомобилей установлен знак «Уступи дорогу». В связи с этим — еще одна занятная история об этом сложном заходе на посадку.
Оказывается, в 2016 году пилот только что выполнившего посадку самолета Pilatus-12 после высадки пассажиров долго и внимательно осматривал снаружи свое воздушное судно, а затем поднялся к уже известной нам автодороге. Не оставив никаких сообщений по безопасности полетов, пилот улетел. Оператор AFIS, отметив странность поведения пилота, попросил пожарную бригаду осмотреть автодорогу. И не зря: пожарные обнаружили, что дорожный знак был погнут.
В истории бывали ситуации, когда на ВПП гибли люди при взлете самолета: вспомним не так давно произошедший случай в одном из московских аэропортов. Но такого, чтобы самолет сталкивался — ну, или почти сталкивался — в полете с человеком, припомнить трудно.
«Трудно, но можно», — говорит член Правления Клуба «ОПЫТ» Ю.П. Дарымов. «Помню, как нам, первокурсникам Бугурусланского летного училища ГА, много десятков лет назад зачитали для ознакомления приказ по ГУГВФ, в котором приводились подробности авиационного происшествия с самолетом По-2, пилот которого при выполнении полета над одной из центрально-азиатских республик решил испугать местного жителя, ехавшего на ишаке. Замысел был такой: снизиться до минимальной высоты и пролететь у того прямо над головой».
В том приказе также говорилось, что в результате такого безрассудного маневра местный житель своей головы лишился. А у пилота, скорее всего, ее тоже не было…