Потеря ориентировки

Много десятилетий тому назад, когда самолеты были поменьше, а моторы послабее, при возможной потере ориентировки одним из способов ее восстановления был “опрос местных жителей”. И это не шутка.

В сентябре 2020 года Национальный совет по безопасности на транспорте США (NTSB) опубликовал результаты расследования инцидента, произошедшего в 2013 году. Чем он интересен? Дело в том, что при всех современных технологиях и оборудовании экипажу выполнившего посадку самолета пришлось прибегнуть практически к такому же способу восстановления ориентировки.

Итак, 20 ноября 2013 года самолет Boeing 747-400 Dreamlifter американской транспортной авиакомпании Atlas Air выполнял полет из Нью-Йорка/Дж.Ф.К на аэродром Уичито/МакКоннелл (база ВВС США).  После посадки пилоты энергично тормозили (полоса показалась им какой-то коротковатой) и запросили диспетчера освобождение ВПП по РД Delta.  В ответ они неожиданно услышали, что находятся в 8 милях от аэродрома, а также указание  “Check wheels down” (Проверьте, что шасси выпущены) и информацию быть готовыми освободить ВПП в районе ее середины (“expect a midfield turnoff”).

Пилоты поняли, что ошиблись аэродромом, решив, что они находятся в Уичито/Бич, попытались связаться с местным диспетчером, но оказалось, что по регламенту работы аэродрома диспетчерское обслуживание там не производилось. Вернувшись на частоту Вышки Уичито/МакКоннелл, пилоты передали свои координаты. Диспетчер в ответ сообщил, что они находятся на аэродроме Уичито/Джабара. Стало понятно, почему полоса показалась экипажу короткой: в МакКоннелле ее длина составляет 12,000 футов (3,660 м), а в Джабаре – 6,100 (1,860 м). Поскольку ширина ВПП в Джабаре была всего 100 футов, разворачивать Дримлифтер пришлось тягачом.

Аэродром был закрыт почти на час, несколько рейсов было задержано. На всё это время огни приближения и посадки были выключены – и это правильно.

В окончательном отчете расследования говорится о причинах данного инцидента:

the flight crew’s failure to properly identify the airport and runway of intended landing. Contributing to the incident was the flight crew’s failure to follow company procedures for crosschecking navigational information and visual cues to verify the airport and runway of intended landing.

Самолет покидал Джабару под аплодисменты:

Так что, когда полетите в Уичито, будьте повнимательнее. Там ведь есть еще один крупный аэропорт – Уичито/Дуайт Эйзенхауэр. И еще несколько мелких, на которых можно ошибочно выполнить посадку…