Катастрофа из-за незнания английского

Тридцать четыре года назад, 12 декабря 1986 года, вблизи аэродрома Берлин/Шёнефельд  с поверхностью земли столкнулся самолет Ту-134А авиакомпании Аэрофлот (других в СССР тогда не было). Экипаж Белорусского управления гражданской авиации выполнял рейс по расписанию СУ892 по маршруту Минск-1 – Берлин/Шёнефельд. На борту находилось 82 человека: 73 пассажира и 9 членов экипажа.

Из-за плохой видимости на аэродроме назначения экипаж был вынужден уйти на запасной аэродром в Прагу (ЧССР). После улучшения видимости в Шёнефельде самолет вылетел из Праги и взял курс на Берлин. При выполнении снижения для захода на посадку экипажу был разрешен заход по ИЛС к ВПП 25 левой. Воздушное судно захватило глиссаду на удалении 13,5 км от торца ВПП. Дальность видимости на ВПП (RVR) составляла 900 м, в точке А – 1700 м, в точке В – 1000 метров. В то время как экипаж выполнял снижение по глиссаде к ВПП 25 левой, диспетчер обратился ко всем бортам на его частоте с информацией о том, что ВПП 25 правая закрыта.

Бортрадист Ту-134 ошибочно принял эту информацию за разрешение посадки на ВПП 25 правую и ответил: “Понятно, спасибо, 25 правая” – “Got it, thank you, 25 right”. Эта ошибка другими членами экипажа замечена не была из-за слабого владения английским языком.

Экипаж отключил автопилот и приступил к маневру по перестроению на ВПП 25 правую. Расстояние между параллельными полосами составляло 460 метров. Диспетчер, увидев этот маневр, передал экипажу рейса 892, что им дано разрешение на ВПП 25 левую.

Самолет был переведен в левый крен, одновременно воздушное судно снизилось на 60 метров под глиссаду. Режим работы двигателей при выполнении маневра не менялся, скорость самолета составила 263 км/час, а вертикальная скорость выросла до 7 м/сек. На удалении 3 км от торца ВПП 25 левой самолет столкнулся с верхушками деревьев и упал в лесу.

На месте погибло 70 человек, в течение двух недель после этого от полученных травм скончались еще двое.

Расследователи назвали причинами авиационного происшествия следующие:

  1. Выдача экипажу руководителем полетов на конечном этапе захода на посадку на левую полосу несвоевременной и неожиданной информации, что привело к формированию у экипажа неверного решения.
  2. Ошибка бортрадиста самолёта в отношении мнимого изменения разрешения на посадку, которая не была обнаружена другими членами экипажа из-за:
    – недостаточно согласованных действий экипажа;
    – отсутствия взаимного контроля действий отдельных членов экипажа;
    – трудностей в понимании английской фразеологии полётного радиообмена;
    – недостаточных знаний и опыта применения правил международного полётного радиообмена.
  3. КВС не принял в возникшей ситуации ни одного из двух необходимых решений:
    – о прекращении захода на посадку и ухода на второй круг, необходимость в котором возникала пять раз до пролета ВПР;
    – не продолжил полёт по разрешенному ранее курсу захода на посадку по ILS до ВПР.